Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

СКАЧАТЬ

Кихэйтай, поднимайтесь на борьбу! Как создавал армию Такасуги Синсаку.

"Sono Toki Rekishi ga Ugoita" - популярная передача телеканала NHK, в которой рассказывают о важных и интересных моментах японской и мировой истории, значительно повлиявших на дальнейший ее ход. Данный эпизод посвящен Такасуги Синсаку и событиям, предшествовавшим 15 декабря 1864г.

"В ноябре 1864 года руководители отрядов распространили среди бойцов инструкцию, в первой статье которой говорилось: «Учтивость и вежливость – основа всего. Без этого мы потеряем симпатии общества. Учтивость и вежливость заключается в том, чтобы не преступать границу между благородными и простолюдинами, помнить о своем сословном положении, не допускать никаких грубостей, быть действительно выдержанными и вежливыми, воздерживаться от заносчивости и чванства». Короче говоря, основой всех порядков в отрядах считалось сохранение сословной градации между благородными и простолюдинами. Кроме того, указ в мае того же года предписывал, чтобы поле над нарукавным знаком, который носили самураи отряда, было различным для ханси, байсин, асигару и других (различные должностные и внутрисословные градации низшего дворянства). Требовалось также, чтобы байсин и другие нижестоящие дворяне имели вышитую на рукаве фамилию своего сюзерена и название той группы или отряда, к которому они принадлежали. Словом, все было направлено к одной цели: препятствовать утрате уважения к феодальной сословной иерархии.

В ноябре 1865 года Такасуги, поднявший восстание в княжестве, сместил до сих пор возглавлявшего отряды кихэйтай Аканэ Такэндо и сам принял командование. В то время он надменно заявлял: «Этот Аканэ Такэндо – всего лишь крестьянин из уезда Осима, а я дворянин, происхожу из дворянской семьи, являвшейся наследственным и прямым вассалом князей Мори и всегда пользовавшейся их расположением. Разве можно меня, самурая, равнять с мужиком?»

Для того, чтобы получить командование над самураями отрядов кихэйтай, отнюдь не последнюю роль сыграла знатность рода Такасуги - «дворянской семьи, являвшейся наследственным и прямым вассалом князей Мори и всегда пользовавшейся их расположением». Между прочим, дом Такасуги получал жалованье 150 коку, а отец Синсаку долгое время служил в должности мэцукэ непосредственно при князе." (Выдержка из "Мэйдзи Исин. Крушение феодализма в Японии" Тояма Сигэки).

"...Когда бакуфу вступило в последнее десятилетие своего правления, политические деятели Тёсю, самого агрессивного и враждебного бакуфу из всех кланов, были поглощены интригами, заговорами и яростными выступлениями против него. Руководителями антитокугавского движения были ронины и низшие слои самурайства – беспокойные и обедневшие люди, чья лихорадочная активность в Киото привела к кровопролитным уличным боям 1865 г. В ответ на это выступление бакуфу добилось императорского указа, объявившего их вне закона в столице и обязывавшего их князя с позором уйти в отставку и находиться более года под добровольным домашним арестом.

Однако еще до этих событий внутри самого княжества Тёсю назревали политические противоречия между радикальной партией, состоявшей из молодых самураев, и господствующей кликой старой клановой бюрократии. Эти консервативные советники клана, занимавшие более компромиссную позицию в отношении бакуфу, были устранены дворцовым переворотом, в результате которого некоторые из них были убиты, после чего радикальная партия молодых чиновников захватила в свои руки правительственный аппарат клана. Старший правитель Тёсю, Мори Такатика, опасаясь, что растущая непреклонность клана скоро навлечет на него ярость бакуфу, подкрепленную вооруженной силой, решил возложить реорганизацию армии на более молодых, смелых и изобретательных самураев. С этой целью он обратился к выдающемуся стратегу, Такасуги Синсаку, которому тогда был всего 21 год. Этот самурай из Тёсю обучался у японских учителей голландской школы в Эдо и приобрел прекрасные знания артиллерии и западной военной науки. Подобно другим молодым самураям Тёсю, он был ревностным сторонником Сонно дзёи (буквально: «почитание императора, изгнание варваров»; под этим лозунгом антитокугавские силы сорвали планы бакуфу и в конце концов свергли его). Беседа Такасуги со своим князем состоялась 6 июня 1863 г., и в результате этой встречи он по существу получил свободу рук от князя Мори в реорганизации клановой армии. Судя по данным одной из клановых хроник, Такасуги придерживался крайне радикальных взглядов; он не скрывал презрения к самурайству своего времени. Вот его подлинные слова: «Получающие стипендию самураи стали нежными и беспечными вследствие многих лет мирной жизни и праздности. Воинская доблесть самураев притупилась, и для возрождения армии необходимо привлекать добровольцев, обладающих здоровым умом, храбростью и мастерством, независимо от их сословной принадлежности, будь то самурай, крестьянин или ремесленник».

Взгляды Такасуги на разложение самурайства еще более красочно выражены словами, приписываемыми ему другой хроникой клана Тёсю, в которой, между прочим, говорится: «По мнению Такасуги, буси, которые в прежние времена получали стипендию, не годятся в бою, так как они стали трусливы (коси-нукэ). Надлежащий путь организации армии заключается в том, чтобы набрать свежих солдат, которые были бы храбрыми и сильными, независимо от того, являются ли они крестьянами или тёнин (простолюдин или купец); если только они обладают здоровым духом и крепким телом, их можно набирать и создавать из них армию».

Получив разрешение своего князя, Такасуги немедленно приступил к созданию воинской части под названием Кихэйтай («войска внезапного действия»), в которую могли поступать все, независимо от социального положения. Однако пусть о революционном характере этой армии нам опять-таки расскажут документы. В первом же приказе Такасуги изложил свои планы в отношении Кихэйтай (буквально: «неожиданные отряды»). Он заявил, что в его войска добровольцев будут принимать только в том случае, если они отличаются храбростью и инициативностью, независимо от того, кто они: низшие вассалы (байсин) или клановые самураи. В соответствии с поговоркой, гласящей, что даже самого простого человека нельзя лишать его честолюбия, не будет проводиться никакой дискриминации в отношении лиц низкого происхождения. Критериями для оценки могут служить только мастерство, храбрость и повиновение командиру, который будет наказывать и награждать каждого позаслугам. В бою будет применяться как японское, так и западное оружие, однако для ознакомления с западным оружием будут предоставляться все условия. Исторической аналогией этого руководителя, с его смелыми экспериментами в военных делах, - как по трезвости мысли, так и по строгой дисциплинированности – является Кромвель. Приведенные выше слова Такасуги почти как эхо повторяют слова Кромвеля: «Я бы предпочел иметь простого капитана деревенского происхождения, который знает, за что борется, и любит то, что знает, чем капитана, который ничего не представляет собой, кроме того, что называется «джентльменом»." (Выдержка из книги "Солдат и крестьянин в Японии" Г.Нормана).

Демо-ролик:

 

 

Благодарности:

  • За перевод с японского большое спасибо Наталье Румак.
  • Редактирование - Yule, lil-kodomo.
  • Рип - sigurd_borg.
  • Озвучивание - Shinigami (Александр Воронов, voron394@ yandex.ru, icq 409-043-791)
  • Сведение звука и подгонка - Buka.